В прошлом месяце продажи электронных полисов поставили новый рекорд: на их долю пришлось 56% от общего количества оформленных договоров «автогражданки».
Длинные новогодние выходные сказались на продажах ОСАГО: большинство автовладельцев решили не утруждать себя походом в страховую компанию за новым полисом, а просто оформили документ, не выходя из дома. На долю таких водителей пришлось 56%, они купили около 1,28 млн е-полисов. Оставшиеся 44% (1,01 млн) оформили договор напрямую в компании (или у страхового агента) и получили на руки бумажный документ.
Напомним, страховщики стали обязаны продавать электронные полисы ОСАГО через интернет с 1 января 2017 года. Систему отладили не сразу, несмотря на то, что на этап тестирования компаниям дали больше года (сначала в сети стало можно продлить полис, потом СК на добровольной основе запустили продажи новых). Через год, в январе 2018-го, доля оформленных е-ОСАГО была равна уже 39%; тогда онлайн было оформлено 896 тыс. договоров «автогражданки».
В прошлом году количество жалоб на сайты страховщиков заметно снизилось: их оказалось на 63% меньше по сравнению с показателем 2017 года. В Центробанке это объясняют надзором, который заставил большинство страховых компаний устранить нарушения в работе их сайтов. Помимо этого, продолжает работу система «Е-Гарант», которая позволяет оформить е-полис от той компании, которая «присвоится» автоматически по номеру ПТС или свидетельства о регистрации (она «вступает в игру», когда на сайте СК произошёл сбой).
По данным АСН, впервые на долю электронных полисов пришлось более 50% в июле 2018-го (52%). Такой же показатель зафиксировали в сентябре и ноябре прошлого года, чуть больше – 54% – в октябре, а предыдущий рекорд был поставлен в августе (55%).
Отметим, сейчас е-ОСАГО имеют право продавать только сами страховые компании: посредников в сегмент не допускают, так как опасаются мошенничества. Однако Минфин предлагает изменить эту норму, причём ведомство уже поддержал Банк России. По данным «Коммерсанта», нынешний запрет в ЦБ считают «искусственным ограничением развития электронного страхования». При этом посредников допустят до оформления е-полисов только в случае, если будет разработан действенный механизм защиты от сайтов-фальшивок и т.д.
С 9 января 2019 года в России действуют новые тарифы ОСАГО: тарифный коридор расширили на 20% в сторону увеличения и уменьшения. Теперь страховщики могут выбирать базовую ставку в каждом регионе из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. В итоге некоторые страховщики сразу изменили тарифы (в убыточных субъектах РФ – повысили; в тех, где с бизнесом проблем нет – понизили). Другие «подтянулись» позже, третьи пока что оставили всё, как было. Кстати, раньше большинство компаний использовали верхнюю планку – 4 118 рублей.
По итогам прошлого года цена полисов осталась примерно прежней, а вот сумма выплат сократилась на 21% по сравнению с 2017 годом. Она составила 142,2 млрд рублей, тогда как на продаже ОСАГО страховщики за 2018-ый заработали 227,9 млрд рублей.